Фрагмент для ознакомления
2
1. Система налогового права. Понятие, предмет и метод налогового права
На сегодняшний день в России в условиях формирования принципиально новых социально - экономических отношений происходит динамичное развитие налогового права и законодательства, для которых характерна повышенная сложность и длительный процесс реформирования. Местоположение налогового права в системе права России на каждом из исторических периодов развития наглядно демонстрирует приоритеты общества в данной сфере, зависящие от ступени его развития.
Для современного российского права характерно перманентное увеличение, систематизация и кодификация законодательного массива о налогах и сборах, чем и обусловлена актуальность научных исследований в данной области. Принятие в 1998 году первой части Налогового кодекса (далее – НК РФ) породило дискуссию о самостоятельном характере налогового права. Вопрос о его правовой природе имеет приоритетное значение, поскольку является основной для формирования налоговых отношений в целом.
В научной и учебной литературе сформировались два основных мнения относительно местоположения налогового права в правовой системе. Одни правоведы считают, что налоговое право – это самостоятельная правовая отрасль. Другие ученые полагают, что налоговое право представляет собой подотрасль финансового права, обладающую отраслевыми признаками .
Основным аргументом служит позиция о том, что отношения в сфере налогообложения возникают исключительно в процессе деятельности государства по поводу планомерного формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач . Предметом же финансового права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе образования, распределения и использования данных денежных фондов. Таким образом, существует частичное совпадение отношений, являющихся предметами правового регулирования налогового и финансового права, что и сформировало вывод о включении налогового права в систему финансового.
Определяя наличие самостоятельного характера налогового права, в первую очередь, необходимо привести дефиницию исследуемого понятия. Крохина Ю. А. определяет налоговое право, как совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов. В данном определении автор не указывает напрямую существование отраслевой обособленности налогового права, что дает основание полагать – налоговое право является подотраслью финансового, о чем в дальнейшем и пишет автор при рассмотрении системы налогового права .
Наряду с вышеуказанной, в науке существует и иная версия, подчеркивающая отраслевую самостоятельность налогового права. Так, по мнению Д.В. Винницкого: «налоговое право выступает как юридически цельное, нерасторжимое правовое образование, отличающееся высоким уровнем организации, единством образующих его элементов — институтов, их объединений, составляющих структуры отрасли» .
Для определения наличия самостоятельности налогового права как отрасли необходимо выяснить обладает ли налоговое право признаками, характерными для отрасли права в целом. В. Н. Протасов относит к таковым следующие:
- предмет правового регулирования, представляющий собой однородную и обособленную от других группу общественных отношений;
- метод правового регулирования;
- количественная достаточность юридических норм, требующая перехода в особое отраслевое качество;
- наличие обособленного кодифицированного законодательства (как следствие наличия большого количества правовых норм);
- существование налоговой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности .
Предмет правового регулирования налогового права, в первую очередь, отражает самостоятельность координируемых общественных отношений. Таковые закреплены в статье 2 НК РФ, именуемой «Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах». К ним относятся:
- властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
- отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
11. Кредитные организации (банки) как участники налоговых правоотношений
Кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные действующим законодательством .
Кредитные организации подразделяются на банки и небанковские кредитные организации.
Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
В настоящее время в литературе обсуждается вопрос о том, что формулировка участников налоговых правоотношений, предложенная в ст. 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) не в полной мере отражает всех субъектов налоговых правоотношений. К тому же законодатель предусматривает существование таких субъектов, не включенных в вышеуказанную статью, путем закрепления их в нормах законодательства о налогах и сборах и наделяя их специальной правосубъектностью. Одними из таких субъектов являются банки . Рассмотрим данный момент поподробнее.
Банк выступает в налоговых отношениях в качестве налогоплательщика, налогового агента, а также в качестве субъекта, принимающего и зачисляющего налоговые платежи, то есть, выступая посредником между налогоплательщиком и бюджетом, не имея при этом статус налогового агента .
Таким образом, банк, выступая в налоговых правоотношениях в качестве какого либо вышеуказанного субъекта, имеет все принадлежащие ему права и обязанности. Также важно отметить, что на банки возложен ряд различных публично-правовых обязанностей, которыми являются обязанности по исполнению поручений на перечисление налогов, обязанности, связанные с учетом налогоплательщиков и обязанности по предоставлению в налоговый орган сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков .
Кроме того, на наш взгляд, интересен и такой момент как то, что ст. 86 НК РФ закрепляет у банков обязанности, которые не характерны для субъектов налогового права, в качестве которых может выступать банк. Такой обязанностью, к примеру, является обязанность сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или закрытии счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющего индивидуальным предпринимателем. Так же стоит отметить и таком момент как то, что банки выделяются в качестве особых субъектов налогового правонарушения, что подтверждается гл. 18 НК РФ.
21. Налоговый контроль
В настоящее время государство не в силах осуществлять свою внешнюю и внутреннюю политику, обеспечивать стабильное выполнение программ социально-экономической направленности, не располагая при этом своими финансовыми ресурсами, а также не проводя должный контроль за законностью их формирования и расходования. Существование финансового контроля оправдывается наличием контролирующей функции, которая присуща финансам.
Говоря о налоговом контроле, стоит сказать, что он является одним из видов государственного финансового контроля, поэтому более широкое понятие финансового контроля позволит выявить главные черты и содержание налогового контроля, а также его виды, формы и методы.
В данном случае финансовый контроль стоит рассматривать в двух аспектах. Первый строго регламентирует деятельность компетентных органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины экономических субъектов. Второй аспект выступает неотъемлемым элементом, отвечающим за управление финансами и денежными потоками, где главную роль играет целесообразность и эффективность выполняемых финансовых операций .
Наше действующее законодательство не устанавливает понятие финансового контроля. В Бюджетном Кодексе Российской Федерации, в разделе XI «Государственный и муниципальный финансовый контроль», описывается государственный и муниципальный контроль формирование и расходование бюджетных средств, то есть бюджетный контроль.
Другие нормативно-правовые акты, сопровождающие государственный финансовый контроль в сфере валютного контроля, контроля на рынке финансов и многих других, как и Бюджетный Кодекс Российской Федерации не содержит понятие финансового контроля.
Если немного углубится и отстранится от нормативно-правовых актов, указанных выше, то можно в научной и учебной литературе найти понятие финансового контроля.
Некоторые ученые-экономисты указывают на то, что основной целью именно государственного финансового контроля заключается в содействии успешной политики политики, в формировании и использовании фондов, которые необходимы государству для выполнения своих функций. Так, по мнению О.В. Врублевской и М.В. Романовского, именно государственный финансовый контроль является одни из главных элементов управления финансами государства и поддержание эффективного функционирования финансовой системы и экономики страны .
Ученные-юристы, занимающиеся изучением науки финансового права разнообразно толкуют понятие финансового контроля. Н.М. Артемов дает такое определение финансовому контролю, он говорит о том, что финансовый контроль, как разновидность финансовой деятельности государства, осуществляющется всей системой органов власти и управления, а так же специальными органами, контролирующими законность и целесообразность действий в области образования и расходования средств, а так же субъектов управления с применением форм и методов его применения и воздействия .
Профессор Е.Ю. Грачев, при изучении финансового контроля отмечал следующее: финансовый контроль, высказывался он, является наиважнейшем средством обеспечения правомерности в финансовой и хозяйственной деятельности, и, исходя из этого, он дает ему следующее определение: «Финансовый контроль – регламентированная нормами права деятельность государственных органов и организации, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования» .
В учебнике, касающегося финансового права, под редакцией Н.И. Химичевой отмечалось, что финансовый контроль является важным способом обеспечения законности и целесообразности финансовой деятельности и из этого следует следующее определение финансовому контролю: «Финансовый контроль – контроль за соблюдением целесообразности и законности действий в области образования, использования и распределения государственных, муниципальных и иных финансовых ресурсов, имеющих публичный характер, в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов» .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. Закон РФ от 31 июля 1998 г. № 146 - ФЗ // Российская газета. № 148. 1998. 6 авг.
2. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 05.05.2014) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
3. По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции»: Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20 - П // Российская газета. № 247. 1996. 26 дек.
4. По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 14 - П // Собрание Законодательства РФ. 2004. № 30. Ст. 3214.
5. Верстова М.Е. К вопросу о формировании налогового права как комплексной отрасли российского законодательства // Юристъ - Правоведъ. 2007. № 3. С. 103 – 107.
6. Винницкий Д. В. Предмет российского налогового права // Журнал российского права. 2002. № 10. С. 71 – 81.
7. Елисеева И.В., Латышев С.Н. Местоположение налогового права в российской правовой системе // Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований: сборник статей Международной научно – практической конференции (13 ноября 2016 г, г. Омск). В 3 ч. Ч.3 / - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. – С. 94.
8. Загарниа А.И. Проблема классификации участников налоговых правоотношений // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2014. № 1 (15). С. 30.
9. Казанкова Т.Н., Павлова А.С. Налоговый контроль, как вид внутреннего государственного финансового контроля // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 5 (13). С. 158-162
10. Кныш И.Ю. Анализ деятельности банка как участника налоговых правоотношений // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2014. № 14. С. С. 194-201.
11. Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник для бакалавров – 5 - е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. С. 57.
12. Кузьменко О.А., Жукова Е.А. Банк как особый участник налоговых правоотношений // Академический вестник. 2012. № 2 (20). С. 276-279.
13. Латышев С.Н., Сорокин С.Н. Быть ли обратной силе в налоговом праве? // Наука, образование и культура. 2015. № 3 (3). С. 36 - 38.
14. Налоги и налогообложение. 5-е изд./Под ред. М.В.Романвского, О.В.Врублевской. – Спб.: Питер, 2010. С. 496.
15. Налоговое право: учебник для академического бакалавриата / Ю. А. Крохина. – 7-у изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт. 2014. – С. 125.
16. Налоговое право: учебное пособие /коллектив авторов; под ред. Е.М.Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2011. С. 283.
17. Протасов В. Н. Теория права и государства: краткий курс лекций – 5 - е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 84.
18. Финансовое право в вопросах и ответах: учебное пособие/ Е.Ю. Грачева, М.Ф. Ивлиева, Э.Д.Соколова; отв. Редактор Е.Ю.Грачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2011. С. 232.
19. Финансовое право: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп./ отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П.Толстопятенко. – М.:Проспект, 2010. С. 528.
20. Финансовое право: Учеб./ Под. Ред. О.Н.Горбуновой. М.: Юристъ, 2009. С. 400.
21. Финансовое право: учебник/ отв. ред. Н.И. Химичева. 4-е изд., прераб. И доп. М.: НОРМА, 2008. С. 741.